For English, please click
here 8 июня 2021 года
HORASIS: the Global Visions Community провёл свою ежегодную
глобальную встречу, сопредседателем которой стал председатель форума «Каспийская неделя» Мурат Сеитнепесов. В условиях пандемии COVID-19 мероприятие было проведено в формате видеоконференции. Ниже - подробности о наших ключевых сессиях:
- Раскрытие инвестиционных возможностей в Большом Каспийском регионе
- Большой Каспийский регион: Совместное лидерство
- Подготовка к новой пандемии: Глобальная система обеспечения готовности к болезни X
- Конкуренция и сотрудничество: Глобальные перспективы технологической Олимпиады
В ходе первой сессии
"Раскрытие инвестиционных возможностей в Большом Каспийском регионе" (
https://www.youtube.com/watch?v=35b2I9bG3h0) участники обсудили структурные тенденции, которые могут быть преобразованы в инвестиционные возможности в регионе. Как отметил
Нусрет Комерт (председатель Damnus Energy & Investment, Турция), Большой Каспийский регион является одним из наиболее важных и интересных регионов в мире. Он богат нефтью, газом и минералами. Он также обладает обширными возобновляемыми источниками энергии, такими как ветровая, солнечная и гидроэнергия. В перспективе значение региона возрастет благодаря развитию возобновляемых источников энергии. Частные инвесторы, а также крупные нефтегазовые компании должны включить возобновляемые источники энергии в свою инвестиционную программу. Есть возможности для расширения сотрудничества между Турцией и другими странами региона, как в вопросах безопасности, так и в вопросах энергетики.
Андреас Швейцер (управляющий директор Arjan Capital, Великобритания) отметил, что большой проблемой для этих стран являются платежи, поскольку клиринг доллара затруднен. Одним из возможных решений может стать оплата в криптовалютах. Это также отличная возможность для краудфандинга. Эту точку зрения разделил
Мурат Сеитнепесов (председатель «Каспийской недели», Швейцария).
Хольгер Вагнер (основатель Wagner & Partners, ОАЭ) подчеркнул, что ключом к обеспечению стабильности в экономике и в обществе является повышение покупательной способности и уровня жизни населения. Первый шаг - это прямые иностранные инвестиции. Они осуществляются путем создания совместных предприятий, поскольку в отсутствие местного партнера ведение бизнеса в этих странах невозможно. Следующим шагом может быть первичный выпуск акций (IPO), что ведет к открытию рынка для других инвесторов, приходящих в страну. Одним из перспективных направлений может стать розничная торговля, и здесь открываются огромные возможности, поскольку во всех этих странах (за исключением Турции) рынок очень фрагментирован.
Мурат Сеитнепесов привел несколько успешных примеров привлечения иностранных инвесторов в регион. Чуть более чем за четыре года Узбекистан встал на путь либерализации, отменил визы для почти 100 стран, и сейчас эта страна действительно продвигается вперед на пути экономических реформ. Второй хороший пример - Азербайджан, где была создана концепция "единого окна" под названием "ASAN service", где регистрация бизнеса может быть осуществлена всего за несколько часов. В Азербайджане также было создано несколько специальных промышленных зон, где промышленное производство может осуществляться при умеренных налогах или даже с освобождением от налогообложения. Другим примером является Международный финансовый центр "Астана" в Казахстане, который ввел в практику английское право и английский арбитраж. Инвесторы чувствуют себя в безопасности, потому что они действуют на основании норм английского права, которое является международно признанной правовой системой.
Вторая сессия
"Большой Каспийский регион: Совместное лидерство" (
https://www.youtube.com/watch?v=N-JQe8zBr2M) была посвящена сотрудничеству между странами в регионе и за его пределами.
Мэтью Брайза (старший партнер Атлантического совета, США) обозначил новые возможности для объединения стран Центральной Азии, Южного Кавказа и Европы через телекоммуникации в виде "Цифрового шелкового пути". Хорошим примером сотрудничества является соглашение между Туркменистаном и Азербайджаном по спорному нефтегазовому месторождению в центре Каспийского моря. В Афганистане было подписано соглашение между США и движением «Талибан», дающее Афганистану возможность выхода к Индийскому океану, а также через Туркменистан по Каспийскому морю в направлении Европы. Ему вторил
Абдулла Хенджани (старший заместитель министра по делам мира, Афганистан), который сделал три комментария: 1) Афганистан является «слабым звеном» цепи, когда речь идет о связях внутри региона, однако вывод войск США из Афганистана создал предпосылки для установления мира и стабильности; 2) Ни одна из стран региона не хотела бы видеть Афганистан еще одной площадкой для региональных террористов; 3) Афганистан получил шанс пересмотреть свои отношения с регионом и за его пределами.
Мурат Сеитнепесов (председатель «Каспийской недели», Швейцария) подчеркнул, что этот процесс чрезвычайно важен не только для Афганистана, но и для всего региона. Страны, имеющие границы с Афганистаном, рассчитывают на улучшение ситуации.
Бабар Бадат (Президент FIATA, Пакистан) выразил обеспокоенность нынешней ситуацией в деловой сфере. По его мнению, лучший мировой опыт должен быть использован в разных регионах. Частные предприниматели должны быть в состоянии «перепрыгнуть через забор» и создать партнерские отношения.
Клод Бегле (председатель Швейцарско-китайской ассоциации Всемирного шелкового пути, Швейцария) подтвердил, что Каспийский регион и Центральная Азия - это территория огромных возможностей. Однако главным вопросом, который необходимо решить, является отсутствие стабильности в регионе. Инициативу Шелкового пути следует рассматривать в контексте воздействия множества внешних факторов на регион, а также родоплеменного уклада во многих из этих стран. Влияние Китая на большинство стран региона имеет как положительные, так и негативные стороны. Пекин помогает создавать инфраструктуру, строить порты, но одновременно вмешивается в местную политику. Очень важно оставаться в разумных пределах. Необходимо налаживать связи, не попадая в зависимость.
Одной из наиболее содержательных и наводящих на размышления тем встречи HORASIS была
"Подготовка к новой пандемии: Глобальная система обеспечения готовности к болезни X (GSPDX)" (
https://www.youtube.com/watch?v=4otWkAQY6x4). Главный вопрос: Возможно ли создание, на основе передовых технологий и надлежащей организационной структуры, глобальной системы для выявления неизвестного в настоящее время патогена до того, как он вызовет новую пандемию?
Мурат Сеитнепесов (председатель «Каспийской недели», Швейцария) отметил, что сегодняшние знания о COVID-19 и других потенциальных эпидемиях или пандемиях весьма фрагментарны. 18 марта 2021 года было объявлено о начале реализации проекта GSPDX по накоплению и консолидации всех имеющихся в мире фрагментарных знаний. 4 июня была подана соответствующая заявка в патентные ведомства Швейцарии и ЕС.
М. Сеитнепесов подробно изложил содержание проекта. На первом этапе необходимо собрать данные об известных патогенах, будь то вирусы или бактерии. На втором этапе понадобятся реальные наборы клинических данных - параметры и симптомы, а также сведения об окончательном диагнозе. Тогда алгоритм машинного обучения будет иметь дело с реальными наборами данных, и сможет обучаться самостоятельно. На третьем этапе начнется практическая реализация: в аэропортах датчики и анализаторы будут анализировать температуру тела пассажиров, воздух и сточные воды. Алгоритм машинного обучения уже будет знать, какие параметры и симптомы соответствуют каждому патогену, поэтому мы будем готовы к обнаружению известных патогенов, таких как COVID-19. Четвертый этап - обнаружение неизвестных патогенов: если алгоритм обнаружит необычную комбинацию параметров и симптомов, система оповестит соответствующие органы, которые смогут провести углубленный анализ и выяснить, что это был за патоген.
Этот проект будет способствовать реализации инициативы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по созданию Центра по сбору информации о пандемиях и эпидемиях совместно с правительством Германии.
Мануэль Карбалло (исполнительный директор ICMHD, Швейцария) указал на плюсы и минусы участия ВОЗ в проекте. Положительными факторами являются: 1) все страны являются членами ВОЗ; 2) она обладает официальными возможностями для выдачи рекомендаций и ведения международных баз данных. Отрицательными аспектами являются: 1) ВОЗ может только издавать рекомендации, которым страны не обязаны следовать; 2) официальная статистика здравоохранения весьма неоднородна по количеству, качеству и доступности; 3) достоверность данных всегда будет являться производной от качества первичной информации.
Математические алгоритмы являются высоконаучными, и сегодня они вызывают больше доверия, чем любой другой источник информации. Идея анализа комбинации симптоматических данных открывает совершенно новую область исследований. Степень, в которой патогены приведут к возникновению эпидемии или пандемии, будет зависеть от множества социальных и экологических факторов; изменение климата станет решающим среди них. Городские трущобы в развивающихся странах представляют собой наиболее оптимальные условия для возникновения новых или распространения существующих патогенов.
Эрнесто Кахан (научный директор Института Галилея, Израиль) изложил некоторые политические и философские аспекты этой научной работы. Для общества важно быть готовым к новым серьезным эпидемиям и пандемиям, потому что они имеют значительные медицинские, социальные и экономические последствия для любого общества. Два характерных примера - чума в средние века и испанский грипп в середине Первой мировой войны. Однако этот проект нелегко реализовать, и начинать его нужно в небольших странах.
В ходе сессии
"Конкуренция и сотрудничество: Глобальные перспективы Технологической Олимпиады" (
https://www.youtube.com/watch?v=EDtPQGLhiF0) была выдвинута новая идея – о проведении международных научных соревнований в стиле Олимпийских игр. По мнению
Стива Хеллмана (основатель Mobility Impact Partners, США), новая Олимпиада, которая выявит самых талантливых людей в мире в области науки, технологии, инженерного дела и математики, сможет направить глобальную конкуренцию в русло глобального сотрудничества. Такая Олимпиада должна включать командные соревнования, например, по робототехнике, и даже соревнования для корпораций или учреждений, например, по квантовым вычислениям. Главная задача Технологической Олимпиады заключается в том, чтобы вовлечь национальных лидеров в области технологии для повышения интереса к этим областям. Две основные проблемы: 1) дипломатическая проблема - как объединить 197 стран для участия; и 2) как сделать это соревнование интересным.
Тимур Ким (старший научный сотрудник Diamond Light Source, Великобритания) и
Мурат Сеитнепесов (председатель «Каспийской недели», Швейцария) рассказали о своем опыте участия в научных олимпиадах в бывшем Советском Союзе. В олимпиадах мог участвовать любой школьник. Если вы побеждали на уровне школы, вы выходили на уровень района, области, республики и затем на всесоюзный конкурс. Это была пирамида для отбора самых способных людей. По мнению
Мурата Сеитнепесова, необходим «научный лифт» для молодых специалистов, которые, побеждая на таких олимпиадах, могли бы раньше получить международное признание и соответствующее финансирование. Корпорации, правительства и исследовательские институты имеют возможность получить блестящих молодых ученых. Сегодня подходящий момент для такой инициативы, так как общество к ней подготовлено из-за пандемии коронавируса, климатических проблем, а также цифровизации.
Тимур Ким отметил, что подобные конкурсы также превращаются в состязания между странами. Это прекрасная возможность для молодых студентов привлечь к себе внимание. Основными игроками, которые были бы действительно заинтересованы, являются Китай, США, Россия, Южная Корея и несколько европейских стран.
Идея получила полную поддержку со стороны
Хосе Рамона Кальво (президент Института многопрофильных исследований, Испания) и
Эндрю Флетта (генеральный директор Growth Control Capital, США).
Хосе Рамон Кальво рассказал о Кампусе совершенства (Испания), который сейчас возрождается. Проект ориентирован на студентов, только что окончивших университет. Они могут делиться своими разработками с другими талантливыми людьми, такими как нобелевские лауреаты. По мнению
Эндрю Флетта, важно найти баланс между интересами науки и зрелищным компонентом. По его словам, «мы должны найти контент, который будет интересен молодому поколению и будет привлекательным. Мы должны собрать вместе журналистов и ученых, запереть их в одной комнате и предложить им массу идей. Мы можем использовать все платформы для распространения этого контента таким образом, чтобы его могли потреблять те, кто хочет быть вовлечен в эти проекты».
Мэтью Брайза (старший партнер Атлантического совета, США) заявил, что мир все больше зависит от технологий. Технология развилась так далеко, что мы стали намного больше зависеть от нее. Кто бы мог представить год назад, что мы разработаем вакцину в течение одного года, тогда как обычно на это уходит не менее 10 лет? Мы должны найти способ сделать Технологическую Олимпиаду коммерчески жизнеспособной. Это должна быть концепция, которая может привлечь спонсоров.